Минсельхоз готовится к молочным интервенциям

Фильтры

Регион

Новости

Минсельхоз готовится к молочным интервенциям



Правительство намерено защитить закупочные цены от падения

Сегодня на заседании президиума правительства министр сельского хозяйства Елена Скрынник расскажет, как ее ведомство намерено сглаживать сезонные колебания цен на молочном рынке и поддержать доходность российских производителей молока.

В числе дополнительных мер по регулированию рынка молока и молочной продукции на заседании обсудят и возможность закупок стерилизованного молока, сливочного масла и твердых сыров.

" Проведение государственных закупочных и товарных интервенций возможно в отношении молочных продуктов, имеющих длительные сроки хранения (до восьми месяцев). Это позволяет осуществлять их закупки в период сезонного роста производства молока и реализацию в период сезонного сокращения производства", — говорится в официальном сообщении Минсельхоза, обнародованном накануне заседания.

Расширение номенклатуры

Правда, для осуществления закупок необходимо принять постановление " О внесении изменений в перечень видов сельскохозяйственной продукции, в отношении которой могут проводиться государственные закупочные и товарные интервенции " .

Сегодня в этот перечень из молочной продукции входит только сухое молоко. Но проводить по нему интервенции правительство пока не намерено. Дело в том, что после введения техрегламента на молоко спрос на сухое молоко в 2009 году сократился.

По техрегламенту, если в состав продукта входит хотя бы 1% сухого порошка, то производитель не имеет права писать на его упаковке: " Молоко " . Такой товар может называться только молочным напитком или заменителем молочного продукта. Население такое пить не хочет. В результате производство сухого молока в первой половине 2009 года упало на 37,3% — до 77 тыс. тонн.

Поэтому Минсельхоз решил расширить номенклатуру продукции, закупаемой в ходе интервенций, за счет стерилизованного молока, сливочного масла и твердых сыров. Основная ставка делается на стерилизованное молоко, которое реализуется в детсадах и школах, а также организациям социальной сферы и спецпотребителям. Это должно решить вопрос сбыта закупленной в интервенционный фонд продукции.

Поле для государственного маневра

С помощью закупок правительство намерено решить две проблемы. Прежде всего интервенции должны позволить вывести с рынка именно ту продукцию, которая оказывает наибольшее влияние на уровень закупочных цен на сырое молоко, чтобы предотвращать их падение и в целом стабилизировать цены на него в течение года.

Кроме того, расширение номенклатуры продукции для проведения государственных закупочных и товарных интервенций увеличивает возможности государства по регулированию молочного рынка. Например, за шесть месяцев этого года для производства сухого молока было переработано только 3,5% ( 560 тыс. тонн) общего объема произведенного сырого молока.

Совокупный объем переработки сырого молока в стерилизованное молоко, сливочное масло и сыр за тот же период составил 29,1% ( 4,6 млн тонн) объема производства сырого молока. Закупочные интервенции предполагается проводить в период сезонного роста производства молока, товарные — в период его сезонного сокращения.

Производители молока поддерживают начинания правительства. По мнению исполнительного директора Молочного союза России Владимира Лабинова, " чем больше объем интервенций, тем сильнее фактор, который будет нивелировать сезонное снижение цен на рынке сырого молока " .

Поддерживают эту инициативу и другие ведомства. Вчера на заседании у первого вице-премьера Виктора Зубкова за идею проведения закупок особенно ратовали Минздравсоцразвития и Роспотребнадзор.

Не понравиться принимаемые меры могут разве что такому поставщику сухого молока в Россию, как Белоруссия, на долю которой приходится почти 98% всего российского импорта сухого молока. Однако Минсельхоз предпочел действовать в интересах отечественных производителей. Минск пока не отреагировал на действия российского аграрного ведомства.

К чему ведут торговые войны России с Белоруссией?

Вадим Густов / председатель комитета Совета федерации по делам СНГ

Когда мы поставляли в Белоруссию дешевый газ, страна могла поднимать и социалку, и промышленность, и сельское хозяйство. В принципе это хорошо: деньги не разворовали, они пошли на дело.

Но сейчас модернизация пока еще не закончена, и к реальной рыночной экономике большинство не адаптировано. Поэтому когда Россия говорит, например, о том, чтобы все находились в равных условиях, конечно, Белоруссия оказывается в более сложных условиях, чем раньше. Им нужна определенная сумма денег, и им было сказано, что дать сейчас эти средства нет возможности.

Тем не менее можно ориентироваться на фонд ЕврАзЭС. Поэтому, хотя ситуация и не самая простая, другого варианта все равно нет. А с Белоруссией мы все равно будем развиваться и выстраивать экономические отношения, так как наши экономики очень тесно связаны. Надо просто пройти этот период.

Посмотрите: по итогам года падение промпроизводства в Белоруссии будет значительно меньше, чем у нас. А Кудрин только что заявил, что Россия, видимо, будет брать кредиты. Как можно брать кредиты и в то же время давать деньги?

Сергей Калякин / лидер Партии коммунистов Белоруссии

К сожалению, они ведут к ухудшению отношений между нашими странами и отношений между нашими людьми. В частности, последние торговые войны по молоку и мясу привели к тому, что количество людей в Белоруссии, которые считают Россию основным стратегическим партнером, снизилось на 5%. Плюс к этому подобные эксцессы приносят еще и экономический ущерб. Если мы действительно собираемся строить союзное государство и серьезно заниматься интеграцией, то такие вещи, как торговые войны, должны уйти в историю и мы не должны о них вспоминать.

А так происходящие процессы свидетельствуют о том, что у нас не все хорошо. Причем вопросы упомянутой мной интеграции во многом используются в качестве политического инструмента ( по крайней мере, со стороны белорусского руководства). Про интеграцию вспоминают тогда, когда нужно или на очередных выборах победить, или решить проблемы внутри страны, или же эти проблемы на кого-нибудь списать.

Но в последнее время мы у себя констатируем, что появилось больше трений между руководством наших стран и очень сильно упал торговый оборот, отчего страдают люди, работающие на белорусских предприятиях. Однако я все-таки являюсь оптимистом и полагаю, что все создается искусственно: у нас нет никаких оснований для ведения торговых войн. Скорее есть много оснований для эффективного взаимодействия, и именно за этим я вижу будущее.

Александр Фадеев / заведующий отделом Белоруссии Института стран СНГ

Эти войны неизбежны, и их уже было очень много: и пивных, и шоколадных, и сахарных, и энергоносителей. Они неизбежны, поскольку отношения двух государств в политической сфере не урегулированы. Интеграции там не происходит, и торговые войны являются показателем, что наши государства рассматривают друг друга как независимые и защищают прежде всего своих производителей и торговцев. В этих условиях говорить о создании льготного режима торговли, который подразумевал бы равенство двух субъектов, нельзя.

Впрочем, сейчас создается единое таможенное пространство с участием трех государств ( плюс Казахстан). И хотя говорить о перспективах пока сложно, в любом случае этот союз нужно рассматривать как прогрессивное интеграционное движение, поскольку он важен не только пошлинами, но и тем, что в какой-то степени обеспечит внетаможенное регулирование. Речь идет о некоем прообразе общего экономического пространства. И когда союз заработает на полную силу, можно будет говорить о том, что торговые войны уйдут в прошлое.

Ярослав Романчук / президент Научно-исследовательского центра Мизеса (Белоруссия)

Во-первых, к тому, что белорусы и россияне перестают любить друг друга (ведь руководители наших стран говорят от имени народа). Во-вторых, неизбежно удорожание товаров для потребителей двух стран. В-третьих, неизбежна дискредитация идеи интеграции и возможности добрососедства. Наконец, в-четвертых, конечно, все это тот фон, за которым различные политгруппировки решают личные задачи. И от более серьезной эскалации конфликта нас спасает только то, что целый ряд крупных бизнес и номенклатурных группировок в России все-таки имеет достаточно хорошие и надежные отношения с Белоруссией.

Чем все закончится? В войне такого рода чистых победителей быть не может. Исходя из того, что Путин и Медведев не готовы серьезно пересматривать формальные рамки отношений с Белоруссией и странами СНГ, Лукашенко снова попытается провести многоходовку с выходом на президентские выборы, Кремль это проглотит, а в качестве утешения, возможно, Лукашенко подпишет договор о Коллективных силах оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности и признает Южную Осетию с Абхазией. Но сделает он это ближе к середине следующего года, потому что сейчас ему нужен как раз большой скандал и конфликт.

Под шумок большого и сильного врага может быть совершен раздел собственности, за которым уже последует создание в Белоруссии видоизмененной модели.

Источник: gzt.ru

Также в разделе

Комментарии (0)