Правительство намерено защитить закупочные цены от падения
Сегодня на заседании президиума правительства министр сельского хозяйства Елена Скрынник расскажет, как ее ведомство намерено сглаживать сезонные колебания цен на молочном рынке и поддержать доходность российских производителей молока.
В числе дополнительных мер по регулированию рынка молока и молочной продукции на заседании обсудят и возможность закупок стерилизованного молока, сливочного масла и твердых сыров.
" Проведение государственных закупочных и товарных интервенций возможно в отношении молочных продуктов, имеющих длительные сроки хранения (до восьми месяцев). Это позволяет осуществлять их закупки в период сезонного роста производства молока и реализацию в период сезонного сокращения производства", — говорится в официальном сообщении Минсельхоза, обнародованном накануне заседания.
Расширение номенклатуры
Правда, для осуществления закупок необходимо принять постановление " О внесении изменений в перечень видов сельскохозяйственной продукции, в отношении которой могут проводиться государственные закупочные и товарные интервенции " .
Сегодня в этот перечень из молочной продукции входит только сухое молоко. Но проводить по нему интервенции правительство пока не намерено. Дело в том, что после введения техрегламента на молоко спрос на сухое молоко в 2009 году сократился.
По техрегламенту, если в состав продукта входит хотя бы 1% сухого порошка, то производитель не имеет права писать на его упаковке: " Молоко " . Такой товар может называться только молочным напитком или заменителем молочного продукта. Население такое пить не хочет. В результате производство сухого молока в первой половине 2009 года упало на 37,3% — до 77 тыс. тонн.
Поэтому Минсельхоз решил расширить номенклатуру продукции, закупаемой в ходе интервенций, за счет стерилизованного молока, сливочного масла и твердых сыров. Основная ставка делается на стерилизованное молоко, которое реализуется в детсадах и школах, а также организациям социальной сферы и спецпотребителям. Это должно решить вопрос сбыта закупленной в интервенционный фонд продукции.
Поле для государственного маневра
С помощью закупок правительство намерено решить две проблемы. Прежде всего интервенции должны позволить вывести с рынка именно ту продукцию, которая оказывает наибольшее влияние на уровень закупочных цен на сырое молоко, чтобы предотвращать их падение и в целом стабилизировать цены на него в течение года.
Кроме того, расширение номенклатуры продукции для проведения государственных закупочных и товарных интервенций увеличивает возможности государства по регулированию молочного рынка. Например, за шесть месяцев этого года для производства сухого молока было переработано только 3,5% ( 560 тыс. тонн) общего объема произведенного сырого молока.
Совокупный объем переработки сырого молока в стерилизованное молоко, сливочное масло и сыр за тот же период составил 29,1% ( 4,6 млн тонн) объема производства сырого молока. Закупочные интервенции предполагается проводить в период сезонного роста производства молока, товарные — в период его сезонного сокращения.
Производители молока поддерживают начинания правительства. По мнению исполнительного директора Молочного союза России Владимира Лабинова, " чем больше объем интервенций, тем сильнее фактор, который будет нивелировать сезонное снижение цен на рынке сырого молока " .
Поддерживают эту инициативу и другие ведомства. Вчера на заседании у первого вице-премьера Виктора Зубкова за идею проведения закупок особенно ратовали Минздравсоцразвития и Роспотребнадзор.
Не понравиться принимаемые меры могут разве что такому поставщику сухого молока в Россию, как Белоруссия, на долю которой приходится почти 98% всего российского импорта сухого молока. Однако Минсельхоз предпочел действовать в интересах отечественных производителей. Минск пока не отреагировал на действия российского аграрного ведомства.
К чему ведут торговые войны России с Белоруссией?
Вадим Густов / председатель комитета Совета федерации по делам СНГ
Когда мы поставляли в Белоруссию дешевый газ, страна могла поднимать и социалку, и промышленность, и сельское хозяйство. В принципе это хорошо: деньги не разворовали, они пошли на дело.
Но сейчас модернизация пока еще не закончена, и к реальной рыночной экономике большинство не адаптировано. Поэтому когда Россия говорит, например, о том, чтобы все находились в равных условиях, конечно, Белоруссия оказывается в более сложных условиях, чем раньше. Им нужна определенная сумма денег, и им было сказано, что дать сейчас эти средства нет возможности.
Тем не менее можно ориентироваться на фонд ЕврАзЭС. Поэтому, хотя ситуация и не самая простая, другого варианта все равно нет. А с Белоруссией мы все равно будем развиваться и выстраивать экономические отношения, так как наши экономики очень тесно связаны. Надо просто пройти этот период.
Посмотрите: по итогам года падение промпроизводства в Белоруссии будет значительно меньше, чем у нас. А Кудрин только что заявил, что Россия, видимо, будет брать кредиты. Как можно брать кредиты и в то же время давать деньги?
Сергей Калякин / лидер Партии коммунистов Белоруссии
К сожалению, они ведут к ухудшению отношений между нашими странами и отношений между нашими людьми. В частности, последние торговые войны по молоку и мясу привели к тому, что количество людей в Белоруссии, которые считают Россию основным стратегическим партнером, снизилось на 5%. Плюс к этому подобные эксцессы приносят еще и экономический ущерб. Если мы действительно собираемся строить союзное государство и серьезно заниматься интеграцией, то такие вещи, как торговые войны, должны уйти в историю и мы не должны о них вспоминать.
А так происходящие процессы свидетельствуют о том, что у нас не все хорошо. Причем вопросы упомянутой мной интеграции во многом используются в качестве политического инструмента ( по крайней мере, со стороны белорусского руководства). Про интеграцию вспоминают тогда, когда нужно или на очередных выборах победить, или решить проблемы внутри страны, или же эти проблемы на кого-нибудь списать.
Но в последнее время мы у себя констатируем, что появилось больше трений между руководством наших стран и очень сильно упал торговый оборот, отчего страдают люди, работающие на белорусских предприятиях. Однако я все-таки являюсь оптимистом и полагаю, что все создается искусственно: у нас нет никаких оснований для ведения торговых войн. Скорее есть много оснований для эффективного взаимодействия, и именно за этим я вижу будущее.
Александр Фадеев / заведующий отделом Белоруссии Института стран СНГ
Эти войны неизбежны, и их уже было очень много: и пивных, и шоколадных, и сахарных, и энергоносителей. Они неизбежны, поскольку отношения двух государств в политической сфере не урегулированы. Интеграции там не происходит, и торговые войны являются показателем, что наши государства рассматривают друг друга как независимые и защищают прежде всего своих производителей и торговцев. В этих условиях говорить о создании льготного режима торговли, который подразумевал бы равенство двух субъектов, нельзя.
Впрочем, сейчас создается единое таможенное пространство с участием трех государств ( плюс Казахстан). И хотя говорить о перспективах пока сложно, в любом случае этот союз нужно рассматривать как прогрессивное интеграционное движение, поскольку он важен не только пошлинами, но и тем, что в какой-то степени обеспечит внетаможенное регулирование. Речь идет о некоем прообразе общего экономического пространства. И когда союз заработает на полную силу, можно будет говорить о том, что торговые войны уйдут в прошлое.
Ярослав Романчук / президент Научно-исследовательского центра Мизеса (Белоруссия)
Во-первых, к тому, что белорусы и россияне перестают любить друг друга (ведь руководители наших стран говорят от имени народа). Во-вторых, неизбежно удорожание товаров для потребителей двух стран. В-третьих, неизбежна дискредитация идеи интеграции и возможности добрососедства. Наконец, в-четвертых, конечно, все это тот фон, за которым различные политгруппировки решают личные задачи. И от более серьезной эскалации конфликта нас спасает только то, что целый ряд крупных бизнес и номенклатурных группировок в России все-таки имеет достаточно хорошие и надежные отношения с Белоруссией.
Чем все закончится? В войне такого рода чистых победителей быть не может. Исходя из того, что Путин и Медведев не готовы серьезно пересматривать формальные рамки отношений с Белоруссией и странами СНГ, Лукашенко снова попытается провести многоходовку с выходом на президентские выборы, Кремль это проглотит, а в качестве утешения, возможно, Лукашенко подпишет договор о Коллективных силах оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности и признает Южную Осетию с Абхазией. Но сделает он это ближе к середине следующего года, потому что сейчас ему нужен как раз большой скандал и конфликт.
Под шумок большого и сильного врага может быть совершен раздел собственности, за которым уже последует создание в Белоруссии видоизмененной модели.