Молочная интервенция начинается с запретов

Фильтры

Регион

Новости

Молочная интервенция начинается с запретов

В конце мая министр сельского хозяйства Елена Скрынник заявила о том, что Минсельхоз готов проводить интервенции сухого молока, но только в регионах, которые «гарантируют, что закупленное интервенционное сухое молоко после срока хранения реализуют у себя». Ранее министр говорила о том, что поставки сухого молока из Белоруссии в Россию необходимо свести к минимуму. «Мы предлагаем [белорусским партнерам] ввозить к нам в страну как можно больше сыра, а не сухого молока, которое нам принципиально сейчас производить самим и закупать в интервенционный фонд».

На прошлой неделе тему госзакупок молока затронул и премьер-министр Владимир Путин. На совещании по проблемам животноводства, прошедшем в Белгородской области, он заявил о том, что при проведении закупочных интервенций сухого молока надо разработать механизм объективного контроля, который бы позволил исключить ситуации, когда под видом отечественного молока государству будут предлагаться продукция, произведенная за рубежом.

С этим заявлением премьера практически совпали во времени действия главы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, главного государственного санитарного врача России Геннадия Онищенко. В понедельник вечером (8 июня) он объявил о новых санкциях в отношении поставщиков молочной продукции из Белоруссии. В дополнение к 600 наименованиям белорусских молокопродуктов, о запрете на ввоз которых в Россию было объявлено тремя днями раньше, планируется запретить ввоз еще более 800 видов продукции из сопредельного государства. При этом Геннадий Онищенко пояснил, что решение о новых санкциях он принял в ответ на комментарии белорусских официальных лиц, в частности, представителей Министерства сельского хозяйства Республики Беларусь о том, что российские претензии к качеству белорусского молока «надуманны». Формальным же поводом для запрета является тот факт, что на данную продукцию до сих пор не оформлены все документы в соответствии с российским техрегламентом, вступившим в силу еще в декабре 2008 года.

А на следующий день, 9 июня, Геннадий Онищенко подтвердил запрет, оговорив, что он касается почти всего спектра молочной продукции белорусского производства. «Сегодня я этот список расширил, и на данный момент практически вся белорусская молочная продукция запрещена для ввоза в Россию».

Впрочем, как рассказала Business FM руководитель внешнеэкономической службы белорусского Березовского сыродельного комбината Наталья Скорина, дальше заявлений дело пока не пошло. «Мы работаем. Мы грузили вчера продукты, грузим их сегодня. Пока нет никаких препятствий при прохождении границы. На своем уровне мы делали все, что могли, что мы должны были делать — оформляли все бумаги, все документы в соответствии с российским техрегламентом. Возможно, какие-то из заводов неправильно себя ведут, либо кто-то из руководящих служб, — я этого не знаю. Но ударит запрет по любому молочному предприятию в Белоруссии».

Запретительные меры вряд ли вызовут значительные потери у белорусских производителей, поскольку не касаются основных видов поставляемой в Россию продукции — сырого молока и ингредиентов, — считает председатель правления группы компаний «Нерком» Вадим Солод. «Не вижу трагедии в решении главного санитарного врача Онищенко. Запрет касается некоторых видов цельной молочной продукции. Я, честно говоря, не уверен, что их 1,5 тысячи наименований».

Некоторые эксперты считают, что запрет вызван, скорее, экономическими интересами, и не связан с невыполнением техрегламента. «Российские производители давно ждут заградительных мер, рассказал в интервью Business FM исполнительный директор Молочного союза России Владимир Лабинов. — Мы давно инициировали введение каких-либо ограничительных мер на поставку молочных продуктов из Белоруссии. И главная причина — система ценообразования. Она не рыночная, и молочный продукт, поставляемый из Белоруссии, является заведомо демпинговым. А это неправильно по отношению к нашим производителям».

Возможно, подобных мер и ждут российские производители, но одновременно они выражают желание организовать совместные предприятия с белорусскими партнерами. В частности, интерес к СП на территории Белоруссии проявляют «Юнимилк» и «Вимм-Билль-Данн».

Недовольство российских производителей низкими ценами на белорусскую молочную продукцию обострилось, как считают эксперты, на фоне падающего спроса. По данным участников рынка, за последние полтора года он упал на 12%. Сегодня ситуация на рынке складывается так, что предложение сырого молока превышает потребительский спрос. Кроме того, сейчас начинается сезон «большого молока», когда и самого молока, и сырья из него, и молочных продуктов производится достаточно много.

Впрочем, экономическую подоплеку запретительных мер, как и трактовку их как «санкции» в отношении соседнего государства, полностью отрицает министр иностранных дел России Сергей Лавров. После переговоров со своим коллегой из Белоруссии Сергеем Мартыновым он заявил: «Это меры, которые продиктованы исключительно заботой о здоровье наших потребителей. ... Это касается всех экспортеров, которые направляют молочную продукцию в Россию. Это касается всех производителей молочной продукции в России. Я думаю, что называть подобные решения санкциями — не вполне корректно».

Тем временем, белорусский премьер Сергей Сидорский уже поручил чиновникам устранить ошибки, на которые указал Роспотребнадзор при запрете молочной продукции. Он также потребовал прекратить «словесные перепалки» с российским ведомством.

Источник: bfm.ru

Также в разделе

Комментарии (0)