Мороженое как продукт опять в центре ожесточенной дискуссии

Фильтры

Регион

Новости

Мороженое как продукт опять в центре ожесточенной дискуссии

Мороженое, в состав которого входят растительные жиры, может вскоре сменить обозначение

Так, что все-таки происходит не просто с лакомством, но в какой-то мере нашим национальным символом? Ведь всегда шутили, что русские мороженым еще и греются.

Львиная доля этого лакомства вырабатывается нынче с замещением молочного жира кокосовым маслом. Год назад «Вечерка» уже обращалась к этой проблеме.

В 2009 году Молочный союз России предложил мороженое, в котором молочный жир заменен более чем на 6 процентов, назвать мелорином. Такая практика действует в США.

Напомним, ведь именно в 2009 году был принят технический регламент на производство молока и молочной продукции. В частности, этим документом молоко, выработанное с добавлением сухого молока, было приказано именовать молочным напитком. А почему тогда мороженое, в котором молока с гулькин нос, называют мороженым, справедливо возмущались молочники.

Госдума и правительство от «мелориновой идеи» отказались. И тогда представители молочной отрасли предложили принять соответствующие поправки в техрегламент: мол, или в мороженом молоко, или… Госдума, кажется, на этот раз намерена принять данные поправки. Мороженщики очень этого не хотят. И для этого у них есть веские основания.

Не дает пеструха кокосов

Признайтесь, сколько в детстве вы могли съесть мороженого? Однажды втайне от родителей мы с другом на спор слопали на двоих 18 эскимо. Само собой, потом была ангина, но вкус – тот волшебный молочный вкус – я помню до сих пор. Среднестатистический россиянин уплетает по 3,5–4 килограмма мороженого в год. Правда, надо учесть, что продукт это сезонный и в основном мы питаемся эскимо и пломбирами в мае–сентябре. В Европе, кстати сказать, съедают ежегодно по 5–6 килограммов замороженного лакомства, а вот в США и Новой Зеландии – 13–14! Особенность, правда, в том, что до 75 процентов мороженого мы кушаем, что называется, не отходя от кассы, то бишь приобретая его в уличном киоске. А вот на Западе 60– 70 процентов потребителей «гурманится» мороженым в кафе или дома.

Генеральный директор Союза мороженщиков России Валерий Елхов в одном из недавних интервью признает: «У нас два-три десятилетия назад ассортимент был почти исключительно молочным. Без всяких наполнителей, фруктов, ягод, орехов, шоколада. Все мороженое делалось на сливочном масле, сухом и цельном молоке, сливках. Сегодня для легких сортов мороженого лучше подходит не сливочное масло, а кокосовое, которое с успехом и применяется. И не случайно этот сегмент в ассортименте мороженого получает все большее развитие».

Конечно, не случайно. Вы обращаете внимание на состав продуктов, приобретаемых в супермаркетах? Шоколадные конфеты и вафли, булочки, печенье и крем в пирожных напичканы под завязку растительными жирами, т. е. пальмовым маслом, мороженое – кокосовым. А почему напичканы? Потому что эти масла в 3–4 раза дешевле сливочного.

Специалисты относительно пользы или вреда употребления нашими северными желудками тропических масел говорят всяко-разно, причем сложно понять, насколько ангажирован тот или иной эксперт. Руководитель одной из столичных клиник, известный врач-диетолог Алексей Ковальков заявил корреспонденту «ВМ»:

– Любые добавки в мороженое я бы считал нежелательными. Кстати, самое вредное – это пальмовое масло. Если вы употребляете мороженое раз в месяц, порция содержащегося там кокосового масла вреда вам не нанесет. Ежели кушаете его каждый день, конечно, навредит. Все дело в пропорциях. Но тут вот какая закавыка: если вы делаете мороженое преимущественно с использованием кокосового масла, стало быть, напишите об этом на этикетке и не крошечными буковками, которые разглядеть невозможно, а так, как это делают производители на пачках сигарет, чтобы бросалось в глаза. Если я покупаю мороженое, значит, должен быть уверен, что оно произведено из натуральных продуктов по классическим схемам. А я покупаю мороженое, но там толком нет молока. Но это разве мороженое?

Валерий Елхов говорит о том, что на нашем рынке 60 процентов мороженого произведено на основе растительных жиров, то бишь друга мороженщиков – кокоса. «На правительственных совещаниях представители Союза мороженщиков называют цифру в 80 процентов», – замечает исполнительный директор Российского союза предприятий молочной отрасли Владимир Лабинов.

А если их поправить?

Итак, производители замороженного чуда ратуют за то, чтобы выбор оставался за потребителем. Кто бы спорил, но ведь в реальности нам вовсе не оставляют выбора: подавляющее количество мороженого изрядно приправлено кокосовым маслицем. А сырбор-то почему? Потому что в феврале нынешнего года Госдума в первом чтении приняла поправку к Техническому регламенту на производство молока и молочных продуктов. Поправка как раз и была предложена Молочным союзом. Суть ее в следующем: до сих пор использование растительных масел при производстве мороженого, а также глазированных и плавленых сырков, сгущенки и прочих молочных консервов никак не ограничивалось. При этом вся эта продукция называлась молокосодержащей. В случае принятия поправки при производстве этих самых молокосодержащих продуктов, в том числе и мороженого, молочные, а не растительные жиры должны составлять не менее 50 процентов.

Естественно, мороженщики очень не хотят принятия данной поправки. В письме, направленном на имя первого вице-премьера российского правительства Виктора Зубкова, представители 37 крупнейших предприятий – производителей мороженого просят «...сохранить прежнюю редакцию термина «молокосодержащий продукт» без изменений либо сделать исключение для мороженого с растительным жиром». Хотя вроде как утверждают: «Мы не ратуем за использование растительных жиров».

– Для чего мы внесли данную поправку? Для того чтобы при производстве молочных и иных смежных продуктов применялось большее количество молочных ингредиентов, – сообщил «Вечерке» Владимир Лабинов. – При производстве мороженого нынче используется, по нашим оценкам, около 80 тысяч тонн кокосового масла. Я считаю, что наши сограждане в данном случае должны есть не продукты переработки кокоса, а сливочное масло. В советское время одним из самых популярных видов мороженого в Москве был пломбир за 48 копеек. Сегодня этот продукт на рынке присутствует с тем же брендом «48 копеек». И крупный лейбл на упаковке, если я не ошибаюсь, гласит: «Вкус, знакомый с детства». При этом наименование продукта: «Мороженое с растительным жиром». Внимательно прочитайте на обратной стороне упаковки его состав: 4,5 процента жира – всего, из них молочного – 1,5. Извините, нам не такой вкус был знаком с детства, и 48 копеек стоил вовсе не этот продукт.

По ныне действующему техрегламенту это мороженое – молокосодержащий продукт, а по новому, если он будет принят – нет. В случае принятия поправки производители обязаны будут писать: «Мороженое молочное», «Мороженое пломбир», «Мороженое сливочное», «Мороженое с растительным жиром» – если жировая фаза заменена более чем на 50 процентов. Если же продукт будет таким, как в нашем примере с пломбиром «48 копеек», то его придется именовать пастой, кремом и т. п. Но понимаете в чем дело, замещать молочный жир на 50 процентов, а не на 80–90, как это делается сейчас, производителям экономически не слишком выгодно, да и вкус окажется совсем не тот.

Вот такой у нас с вами молочный коктейль проблем получается. Остается добавить, что рассмотреть данные поправки к техрегламенту на производства молока и молочной продукции парламентарии должны уже в ходе весенней сессии.

Источник: vmdaily.ru

Также в разделе

Комментарии (0)